CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com

Электронный блок управления двигателем


Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем(ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля. Иными словами, ЭСУД , ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.

Где находится ЭБУ (контролёр, мозги)?

Электронная система управления двигателем (ЭБУ,ЭСУД) крепится под центральной торпедой панели приборов вашего автомобиля. Чтобы получить доступ к нему, нужно открутить крепления бокового каркаса торпеды крестовой отвёрткой.

Принцип работы контролёра (ЭБУ)

Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
Контролёр пользуется данными следующих датчиков:

ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала)
ДФ (Датчик фаз)
ДМРВ (Датчик моментального расхода воздуха)
ДТОЖ (Датчик температуры охлаждающей жидкости)
ДПДЗ (Датчик положения дроссельной заслонки)
ДК (Датчик кислорода)
ДД (Датчик детонации)
ДС (Датчик скорости)
И другие датчики..

Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:

1) Топливная система (Топливный насос, регулятор давления, форсунки)
2) Система зажигания
3) Регулятор холостого хода (ДХХ,РХХ)
4) Адсорбер
5) Вентилятор радиатора
6) Система само диагностирования
Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:
– программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ);
Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию.

– оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);
Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
– электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ);
Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.

Виды ЭБУ (эсуд, контролёр).которые устанавливаются на ВАЗ.

“Январь-4“, “GM-09“
Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.
В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности .

2111-1411020-22
2111-1411020-22
2111-1411020-22
2111-1411020-22
2111-1411020-20
2111-1411020-21
2111-1411020-10
2111-1411020-20ч
Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия
Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия
Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия
Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия
GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83
GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
GM,GM EFI-4 2111,с дк,
GM, рсо,
Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:

“Январь 5.1.х”,
Различаются следующие виды аппаратной реализации:
- одновременный впрыск
- попарно – параллельный впрыск
- фазированный впрыск
Взаимозаменяема с “VS (Ителма) 5.1?, “Bosch M1.5.4?

2111-1411020-71
2111-1411020-71
2111-1411020-71
2111-1411020-71
2111-1411020-71
2111-1411020-72
2111-1411020-72
2111-1411020-72
2111-1411020-72
Январь-5.1.1,без дк, со,
Январь-5.1.1,без дк, со,
Январь-5.1.1,без дк, со,
Январь-5.1.1,без дк, со,
Январь-5.1.1,без дк, со,
Ителма,без дк,со,
Ителма,без дк,со,
Ителма,без дк,со,
Ителма,без дк,со,
“Bosch M1.5.4?
Различаются следующие виды аппаратной реализации:
- одновременный впрыск
- попарно – параллельный впрыск
- фазированный впрыск
Взаимозаменяема с “VS 5.1?, “Январь 5.1.х”
2111-1411020
2111-1411020
2111-1411020-70
2111-1411020-70
без дк, рсо,
без дк, со (регулируется СО сканером)
BOSCH, без дк,со,
BOSCH, без дк,со,
“Bosch MP7.0?
Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.
“Bosch M7.9.7?
Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.
Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.
“VS 5.1?
Различаются следующие виды аппаратной реализации:

- одновременный впрыск
- попарно – параллельный впрыск
- фазированный впрыск
“VS 5.1? взаимозаменяема с “Bosch M1.5.4?, “Январь 5.1.х”

“Январь 7.2.”
Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.

В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.

2111-1411020-80
2111-1411020-80ч
2111-1411020-80
2111-1411020-80
2111-1411020-30
2111-1411020-81
2111-1411020-81
2111-1411020-81
2111-1411020-82
2111-1411020-82
2111-1411020-82
2111-1411020-80 ч
2111-1411020-81 ч
2111-1411020-82 ч
BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия
BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия
BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия
Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 1-я версия, неудачная, заменить A203EL36
Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия, неудачная, заменить A203EL36
Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия
Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия
Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л
Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л
Ителма, без дк, со, 1,5 л

Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл

21114-1411020-30
21114-1411020-30
21114-1411020-30
21114-1411020-30
21114-1411020-20
21114-1411020-10
21114-1411020-40
21114-1411020-31
21114-1411020-31
21114-1411020-31
21114-1411020-31
21114-1411020-32
21114-1411020-32
21114-1411020-32
21114-1411020-32
21114-1411020-30 ч
21114-1411020-31 ч
BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО).
BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер
BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л
Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия – неудачная
Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия
Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л
Январь 7.2, без дк, со, 1,6 л
“Январь 5.1?

Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК.
Давайте рассмотрим следующий пример прошивок ЭБУ Январь 5.1:
2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск. Вывод – отличие данных эбу находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.

2111-1411020-61
2111-1411020-61
2111-1411020-61
2111-1411020-61
2111-1411020-61
2111-1411020-61
2111-1411020-61
2111-1411020-62
2111-1411020-62
2111-1411020-60 ч
2111-1411020-61 ч
2111-1411020-62 ч
Январь5.1, дк, Е-2
Январь5.1, дк, Е-2
Январь5.1, дк, Е-2
Январь5.1, дк, Е-2
Январь5.1, дк, Е-2
Январь5.1, дк, Е-2
Январь5.1, дк, Е-2
Ителма, дк, Е-2
Ителма, дк, Е-2
BOSCH,без дк, рег.СО
Январь5.1,без дк, со
Ителма,без дк, со “М7.3.“
Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.

Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл.
Ниже, в таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4

Euro-3 двиг 1.6, 8 кл
Автел 21114-1411020-11 E-3  1-я, 2-я и 3-я версии
Итэлма 21114-1411020-12 E-3  1-я, 2-я и 3-я версии

Euro-4 двиг 1.6, 8 кл
11183-1411020-02 Самара  Электронная педаль

Как определить ЭБУ?

Чтобы узнать, как определить свой контролёр, вам придётся снять боковой каркас торпеды. Запомните номер вашего ЭБУ и найдите его среди наших таблиц.
Так же, некоторые Бортовые компьютеры показывают тип ЭБУ и номер прошивки.

Диагностика ЭБУ

Диагностика ЭБУ представляет собой чтение ошибок, записанных в памяти контролёра. Чтение выполняется с помощью спец оборудования: ПК, шлейф и т.д. через диагностическую К-линию. Так же можно обойтись и бортовым компьютером, который имеет функции чтения ошибок ЭСУД.

Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR

(c) 2020 авторемонт